Коллективные споры в Москве и Московской области
Разрешение конфликтов в сфере трудовых правоотношений коллективной направленности – процесс не простой и трудозатратный во всех отношениях. В этом мы постоянно сталкиваемся на личном профессиональном опыте, столкнувшись с проблемой неоднократно.
Отметим, что бесценен лишь тот юридический опыт, в рамках которого осуществлялось представительство обеих спорящих сторон – коллектива и администрации.
Даже закон не способен найти решение «вечному» спору
Многие проблемы законотворчества и применения норм на практике заключаются в особенностях людской психологии. Нашим соотечественникам свойственно проявлять смекалку и искать обходные пути любых правовых норм. Последнее приводит к конфликтам и нарушениям закона, при этом многие эпизоды доказать бывает не просто. Так, и спор между начальством и подчиненными сродни конфликту отцов и детей.
Во многом виной складывающейся ситуации является и не совсем правильное расходование средств руководством компаний. Зачастую прибыли редко направляются на улучшение условий труда и модернизацию производства, между тем, руководство предъявляет высокие требования к сотрудникам и их работе. Несоответствие выливается в штрафы, увольнения и прочие санкции против работников. Несмотря на вполне решаемые причины конфликтных историй, технически или юридических решить их бывает не просто.
И еще немного правовой теории
Банальное знание всего порядка процедуры при разрешении споров между людьми даже в правовой области будет бесполезным, если не вникнуть в суть отношений, не выявить ключевые причинные моменты, с точностью до нормы не вымерить предмет спора и не обозначить основные требования спорящих. Лишь после проведения столь скрупулезного анализа можно достичь консенсуса. Это и есть основная задача представителей спорящих сторон, так как самостоятельно последним достичь мира не удастся.
Но, вернемся к нормативному обеспечению вопроса. Законодатель не только перевел подобные ситуации в область трудового права, но и обозначил видовые тонкости подобных конфликтов, прописав подробные инструкции их разрешение.
Так, действия сторон представительствующих, спорящих и контролирующих процесс, определяются в соответствии с видом спора:
- Индивидуальные;
- Коллективные.
Стоит отметить, что коллективные споры разрешить бывает сложнее.
Получите ответ профессионального юриста уже сейчас >>>
Более 300 побед в судах города Москвы и Московской области
Нормативные аспекты коллективных споров и их разрешения
Регламентируются все нюансы разрешения конфликтов данного вида нормами 61 статьи трудового законодательства. Само содержание и определение коллективного трудового конфликта дает 398 норма (статья) гражданского закона.
Суть и содержание спора сводится к тому, что он является конфликтом интересов группы сотрудников и администрации компании. Причиной подобных ситуаций является изменение или ухудшение условий труда, введение новых правил, санкций, а также возникновение инцидентов, требующих участия профсоюза.
В ходе решения применяются следующие процедуры примирительного характера:
- Рассмотрение спорных моментов на производстве с участием примирительных комиссий, создаваемых внутри компании приказом на ограниченный срок;
- С участием стороны-посредника, приглашаемого администрацией или коллективом, задачей коего является примирение сторон;
- Обращение в трудовой арбитраж, создаваемый с привлечением представителей спорящих сторон и государственных органов.
Привлечение к рассмотрению конфликтного положения арбитражного органа является последней инстанцией, если предыдущие способы разрешения ситуации не принесли результата.
Статьи 402-404 трудового законодательства определяют формат и ход действий при осуществлении процедур, а также рекомендуют направлять такие спорные дела в трудовую комиссию, если обозначенные выше способы оказались не эффективны и не привели к консенсусу между сторонами.
Трудовые комиссии и их эффективность
Подчас ситуации конфликта развиваются столь сложно, что без участия специальных органов разрешить их не удается. Именно в подобных случаях решение возможно лишь посредством участия трудовых комиссий. Последние являются государственными органами и функционируют в соответствии с положениями 382 статьи трудового закона (кодекса).
Их основными функциями являются:
- Осуществление контроля;
- Разрешение конфликтных случаев.
Работают комиссии по следующему алгоритму:
- Обращение работников о споре с администрацией работодателя официально регистрируется;
- Решение по конфликту принимается посредством подсчета голосов тайного голосования;
- Спор рассматривается при непосредственном присутствии представителей конфликтующих сторон;
- При необходимости производится вызов свидетелей и направление запросов о представлении документов;
- Вызываются специалисты, способные дать правовую оценку или иную характеристику действиям сторон конфликта;
- Рассмотрение происходит в присутствии более половины обозначенных участников;
- Вся процедура протоколируется и выносится решение.
В большинстве случаев подобные процедуры приносят свой результат, но есть в практике и исключения.
А что, если?
Не разрешение конфликтной истории выливается во вполне правомерную забастовку рабочих. О последней официально уведомляется руководство. В подобных случаях работодатели вынужденно идут на компромисс. Стоит отметить, что массового увольнения рабочих не допустит само государство в лице органов прокуратуры и Жилищных инспекций.
Что касается судебного разбирательства, то последнее актуально лишь для индивидуальных спорных ситуаций, когда вопрос встает о нарушении прав одного или нескольких сотрудников, то есть, когда ситуация касается не всего коллектива.
В завершении стоит отметить, что ныне работодатели умело страхуются целой цепью локальных актов и иных внутренних документов, разобраться в которых бывает сложно даже опытному юристу.
Бесплатная консультация юриста сейчас >>>
Более 500 побед в досудебном урегулировании споров