Медицинские споры в Москве и Московской области
Споры или конфликты могут возникать абсолютно в разных сферах деятельности, на уровне законодательных процессуальных норм и актов.
Ваше здоровье — это бесценно, и как гласит народная мудрость, его нужно беречь смолоду. Но, к сожалению, из-за халатности и безответственности некоторых докторов, здоровье может значительно пошатнуться.
Общие моменты
Медицинские споры очень разнообразны, начиная от некачественного медматериала и до нарушения лечебного графика.
Каждый случай носит индивидуальный характер, потому медицинские юристы основываются не только на законодательстве юрисдикции, но и на медицине в целом.
Что нужно знать
Исходя из законодательства РФ, связанного тесно с медициной, пострадавшее лицо (пациент) имеет право выбрать один из путей решения сложившийся ситуации.
Возникший спор между пациентом и сотрудником поликлиники (врачем и т. д.) можно урегулировать в досудебном порядке или в судебном.
При выборе пути решения вопроса, стоит учитывать тот факт, что в зависимости от случая, суд может постановить обязательное досудебное урегулирование спора.
Если же первичный этап не дал желаемых результатов, тогда допускается подача искового заявления в судебный орган.
Существующие виды
Тематика медицинского спора разнообразна. Она может носить непредвиденный характер и возникнуть даже не откуда. Разрешение таковых споров предполагает два способа — досудебным и судебным образом.
Каждый сам по себе сложный и предполагает ряд подэтапов ,которые в обязательном порядке нужно соблюдать обоим сторонам процесса.
Правовая база
ГПК РФ регламентирует порядок судебного и досудебного порядка разрешения спора. Право обратится в суд у гражданина регламентировано ст.19 КРФ.
Разрешение медицинских споров в суде
Итак, разрешить медицинский спор доступно двумя способами:
- в досудебном порядке;
- в судебном порядке.
Следуя нормам законодательства, досудебный порядок урегулирования медицинского спора нигде не утвержден.
За исключением тех ситуаций, когда между пациентом и медицинской организацией был заранее заключен договор об оказании медицинских услуг.
Если пациент, желающий добиться справедливости, пропустит этот этап и сразу преподнесет иск в суд, то согласно положению ст.135 ГПК РФ, суд вправе отклонить заявление до того момента ,пока будет произведено досудебное урегулирование спора.
Досудебный этап подразумевает самостоятельное достижение согласия сторон (пациента и медучреждения), без стороннего вмешательства госструктур.
Это могут следующие действия:
- обратиться непосредственно к своему лечащему врачу;
- обратиться в медучреждение, где проходили курс лечения, реабилитации и т. д.;
- составление претензии и направление его в лечащее медучреждение;
- направление претензии на указываемое в нем медучреждение в орган надзора;
- подключение к делопроизводству медиатора (закон об медиации №193-ФЗ);
- подача искового заявления в третейский суд (№382-ФЗ и ст.3 ГПК РФ ч.3).
Досудебный порядок разрешения медицинского спора подразумевает минимальные затраты со стороны пациента (на расходы претензии) и позволяет как можно просто, быстро разрешить конфликт.
Если первичный этап не дал желаемого результата или ответной реакции врачей, медучреждения в сторону претензии заявителя не произошло, то данное лицо имеет полное право подавать исковое заявление за случаем в судебный орган.
Срок исковой давности у пациента на подачу прошения в суд составляет три года. Отсчет начинается с момента, когда пациент узнал или предполагалось уточнение происшествия.
Нужно одновременно обладать информацией о том, что право гражданина было нарушено и кто ответная сторона за содействие. Иными словами, не достаточно знать факт нарушения, нужен еще тот, с кого стянут эту ответственность.
Срок исковой давности по отношению к нанесению вреда здоровью не имеет ограничений. Исковая давность за качество медуслуг составляет год.
Заявитель иска оставляет за собой право выбирать, в какой суд он станет обращаться. Но изначально нужно правильно определить подсудность дела, чтобы не ошибиться с выбором судебного органа.
На выбор заявителя медучреждение или его персонал ни коем случаем не имеют никакого влияния. Исковое заявление формируется исходя из правил составления исков.
Подается оно в письменном виде в канцелярию суда или воспользовавшись электронным способом (допускается ст.3 ГПК РФ и законом №251-ФЗ).
Следуя положениям ст.131 ГПК РФ в заявлении указывается:
- правый верхний угол содержит наименование суда, к которому направляется документ; личные данные и контактные истца и ответчика (ФИО, адреса и контакты);
- описание причины обращения в суд заявителем, что на его мнение предоставляло угрозу здоровью или нарушило гражданские права, как пациента;
- оценочная стоимость иска заявителем;
- подтверждающий материал того, что была попытка досудебного урегулирования спора и ответ ответчика (если он был);
- список прилагаемых документов к иску;
- сноски на нормы в законодательстве, которыми истец регламентирует свои действия;
- дата и подпись документа.
На рассмотрение заявления (по ГПК РФ) отводится до двух месяцев, однако судя по практике, занимает это гораздо больше времени и сил.
Суд имеет право отклонить иск или оставить его без движения, исходя из установленных законом норм.
Получите ответ профессионального юриста уже сейчас >>>
Более 300 побед в судах города Москвы и Московской области
Почему возникают
Характер возникновения медицинских споров? С чем он связан? Как правило, медицинского характера разногласия нарастают из-за следующих причин:
Низкий уровень | За предоставляемыми медуслугами больному |
Принудительная оплата за медпрепараты или услуги | Которые не применялись в принципе |
Имелось место халатности врача | Которая в последствии привела к травматизму, ухудшению состояния здоровья, нанесения вреда жизни и здоровью пациента |
После проведения курса назначенного лечения врачем | Улучшений не только не наступило, а даже ухудшилось |
Преждевременная выписка больного с поликлиники | В связи с чем у него значительно ухудшилось состояние здоровья, требующее повторной госпитализации |
Из вышеперечисленного, как правило, самые распространенные причины, которые сподвигают гражданина обращаться в судовую инстанцию для защиты своих гражданских прав.
Составление искового заявления по медицинскому спору и процесс ведения делопроизводства лучше предоставить специалисту.
Роль комиссии в досудебном регулировании
В каждом медучреждении должна быть сформирована специальная комиссия, которая будет законно заниматься принятием и рассмотрением подобного рода конфликтов, возникающих между пациентами и сотрудниками медклиники.
Врачебная комиссия должна функционировать на постоянной основе, поскольку ситуация медицинского спора может возникнуть в любой момент.
Создание врачебной комиссии обусловлено положениями ст.48 закона №323-ФЗ РФ. Ее первостепенная задача, усовершенствование порядка предоставления медицинской помощи и услуг, скорое реагирование и принятие решения в отношении профилактических, диагностических, реабилитационных действий и т. д.
Принятое комиссией решение формируется в протокол, который прикрепляется к медицинской документации пациента (ст.48-ФЗ закона №323 РФ).
Состав комиссии определяет целесообразность и обоснованность действий пациента, который подал претензию в медучреждение.
Назначается дата проведения заседания, на которое заявителя или его представителя приглашают уведомлением.
За заявителем остается право предоставить ходатайство с требованием внесения изменения как даты заседания, так и состава членов комиссии.
Данное требование должно быть обоснованно. Истец вправе отказаться в присутствии на заседании.
Положительный результат заседания записывается в протокол и подписывается сторонами (истцом и председателем), если оба достигли досудебного взаимопонимания.
Врачебная комиссия имеет право выдвинуть запрещающее решение с последующим правом подать иск в суд, если действия истца носили необоснованный характер.
Предмет медицинских споров
Предмет медицинского спора можно условно разделить на два вида:
Некачественное медицинское обслуживание | В следствии которого было нанесено вред жизни и здоровью пациента |
Нарушение гражданских прав пациента | Несоблюдение условий договора за предоставленными услугами |
Отказ о выплате страховой суммы
Очень важно подать документы в страховую компанию сразу после наступления страхового случая.
Поскольку данное действие имеет ограниченный период, что должно четко прописываться в вашем страховом договоре. Все, что имелось кроме страхового случая, можно разрешить в судебном споре.
Практика показывает специфику затягивания рассмотрения страховых выплат, но он никак не должен превышать описываемый срок в договоре.
Судебная практика
Судебная практика насчитывает множество разнообразных случаев, связанных с медицинскими спорами.
Например, случай за делом №33-4866/2014 от 10 апреля 2014 г. в Ростове в зале апелляционного суда был оставлен без движения, исходя из отсутствия рекомендаций применения препаратов.
Очень много случаев, когда решением комиссии были отклонены досудебные иски пациентов из-за недостаточности подтверждающих связь материалов врачей к случаям.
Подводя итоги — медицинские споры является одой из сложнейших сфер урегулирования конфликтов между сторон и достижения справедливости, гражданского оправа и защиты.
Если вам довелось столкнуться с таким, не стесняйтесь обратиться за помощью специалистов к юристам Лиги по защите гражданских прав, касательно сферы медицины. Ваше здоровье бесценно.
Бесплатная консультация юриста сейчас >>>
Более 500 побед в досудебном урегулировании споров